Классный час «Аз, буки, веди…»

Автор: Любовь Кискина     Категория: Сценарии

Разработчик:

ПК № 8 им И.Ф.Павлова

отделение «Коптевское»

Кискина  Любовь Степановна

Ход занятия (продолжительность 30 минут)

1. Приветствие и моделирование эмоционального настроя на занятие (1 мин.).

2. Введение в тему (цель и задачи)(2 мин.).

  В современном мире наша страна столкнулась с проблемой засорения русского языка различными фразами, жаргонами, сленгом, бранными словами, не несущими в себе смыслового толка, не свойственными традициям русской словесности. Все больше и больше утрачивается красота русского языка,  волшебная сила слова.

3.      Погружение в проблему:(8 мин)


Беседа о слове;

  Язык - это история народа.

 Язык - это путь цивилизации и культуры.

 Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

 является не праздным занятием

от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. Куприн

Слово учителя:   Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.



История славянской письменности.  Кирилл и Мефодий;

-Кто создал славянскую  письменность?

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником.

Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Братья Кирилл и  Мефодий  прибыли  по  просьбе   князя Ростислава,  чтобы   рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

  Как же они создали азбуку?

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.

Появился новый письменный  язык, который в ученых  кругах  называют старославянским.

Создание славянской азбуки можно отнести к 863году.

Знаете ли вы, как возникла русская письменность?

-Что  такое  азбука?

-Что вы  знаете о происхождении русских букв?

Значение букв старославянского алфавита,

1.        Свою азбуку Кирилл и Мефодий создали, судя по всему, на основе древней славянской письменности с добавлением греко-византийских букв для удобства перевода христианских текстов.

2.         Если вы присмотритесь к  буквам, то тоже сможете найти тайнопись, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл.

3.        А вы задумывались когда-нибудь, почему буквы в азбуке стоят именно в таком порядке, а не каком-либо другом? Порядок «высшей» части букв кириллицы можно рассмотреть с двух позиций.

4.        Во-первых, то, что каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.

5.        Во-вторых, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что    первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм.

 

6.     В-третьих, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей» (13 букв). Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст.

 

4.  Практическая работа, исследование: «Тайна славянской азбуки» (12 мин.)

 

Раздаточная  карточка

6        Информационная  часть. Букварная истина, высшая часть азбуки

1.Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало»,.

2.Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ. Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме.

 

3.Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар. Если мы сложим Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получим фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием.

4.Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Глаголь использовался всегда только в положительном контексте.

5. Добро – пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди, любящие Отца небесного.

6.Одним из самых многогранных слов старославянской азбуки является Есть. Это слово обозначается такими словами, как «есть», «достаток», «присутствие», «присушность», «существо», «естество», «природа» и другие синонимы, которые выражают значение этих слов.

7.Живете – буква-слово, которое обозначается сегодня, как буква Ж. Смысл значения этой букв достаточно прост и понятен и выражается такими словами, как «живой», «жизнь» и «живущий». В эту букву мудрый Константин вкладывал всем понятное слово, которое обозначало существование всего живого на планете, а также сотворение новой жизни. Во многих своих трудах Константин показывал, что жизнь – это великий дар, которым обладает человек, и этот дар должен быть направлен на совершение добрых поступков. Если вы объедините смысл буквы Живете со смыслом предыдущих букв, то у вас получится доносимая Константином до потомков фраза: «Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…».

8.   Зело – буква, которая является сочетанием двух звуков [д] и [з]. Главное значение этой буквы для славян заключалось в словах «крепко» и «сильно».

9. Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна».

10. Иже – буква, смысл которой можно выразить словами «ежели», «если» и «когда». Иже соответствует цифра 10 – десять, десятка, декада, как мы сегодня называем это число. У славян число десять считается третьим числом, которое обозначает божественное совершенство и упорядоченную завершенность.

11.Како – буква-слово славянской азбуки, которое обозначает «как» или «подобно». Простой пример употребления этого слова «како он» сегодня звучит просто «как он». В этом слове Константин пытался выразить схожесть человека с Богом. Ведь Бог создал человека по образу и подобию своему.

12.Люди – буква славянского алфавита, которая сама за себя говорит о том смысле, который в неё заложен. Истинное значение буквы Люди применялось для обозначения людей любого сословия, пола и рода.

13.  Мыслете – очень важная буква-слово, истинный смысл которой обозначает «мыслить», «мыслящий», «думать», «размышлять» или, как говорили наши предки, «мыслить умом».

 

 

Приглашаю вас прикоснуться к тайне!

Не меняя порядка букв, нужно создать целостное высказывание, которое содержит в себе мудрость.

 

 

аз буки веди глаголь добро есть живете земля и како люди мыслете
                       

 

 

5.  Подведение итогов исследовательской деятельности. Открытие.

 

     Озвучивание участниками занятия полученной фразы (5  мин.)

1.      Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное послание: азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои.

2.      Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно. Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

3.      «Я – книга, ведающая словом добра, есть жизнь Земли, и как люди мыслю».

4.      Я буду знать и говорить: добро есть жизнь  Земли,  и как люди мыслю.

5.      Праславянская азбука – это первый в истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и понявший азбучное послание, овладевает не только универсальным методом хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного знания, т.е. становится Учителем.

 

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие… своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка … Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь».
                                                                                                              Алексей.Н.Толстой

… С русским языком можно творить чудеса!»
                                                                                                        К.Г.Паустовский

 

7        Завершение занятия. Пожелание.(2 мин.)

Давайте поблагодарим великих мудрецов, которые нам помогли ещё лучше узнать себя, прикоснуться к тайне.

Учёные, к сожалению, смогли разгадать тайну только до буквы М.

Вся надежда на вас, мыслящих и грамотных, пытливых и упорных.

Оставить комментарий