От героев былых времен…

Автор: Любовь Кискина     Категория: Сценарии

«От героев былых времен…».

Урок мужества, посвященный  Отечественной войне 1812 года.

Цели урока.

Обучающие:

  • дальнейшее овладение навыками идейно – художественного анализа произведения; умение излагать материал при помощи новых информационных технологий.

Развивающие:

  • развитие креативных способностей; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия.

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи, воспитание интернационализма через изучение учебных предметов.

Методы:

1.Словесный;

2.Частично-поисковый;

3.Практический;

4.Информационный.

Ход урока.

Ведущий.  Друзья, мы ведем  разговор о нас с вами. О нашей Родине.  Сегодня у нас необычный урок,   ведь мы посвятим его Отечественной войне 1812 года!

      12 июня 2012 года исполнилось 200 лет со дня выдающегося события в истории, которое А. С. Пушкин назвал « великим днем Бородина». Оно и до сего времени заставляет восторгаться нас и преклоняться перед мужеством и подвигом наших предков.

Приглашаю вас, ребята, на встречу в «Историческую гостиную», посвященную

Отечественной войне 1812 года.

Звучит «Марш» И. Штрауса.

Ведущий. В 1812 году император Франции Наполеон Бонапарт двинул свои войска на Россию. До этого он разбил армию немцев и австрийцев, и покорил почти всю Европу. В течение 15 лет армия Наполеона не знала поражений. «Через пять лет я буду господином мира» - хвалился Наполеон: «Остаётся одна Россия, но я раздавлю её». В ночь на 12 (24) июня 1812 года многотысячная армия императора Франции Наполеона по трём наведённым через реку Неман мостам перешла границу и вторглась в пределы России.

Так началась Отечественная война, героическая память о которой переживёт века. Целью своего похода для уничтожения русской государственности, порабощения народа император избрал захват Москвы. «Если я займу Киев,- говорил Наполеон,- я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу Россию в сердце».

Казалось бы, всё захватчиками было предусмотрено. На их стороне был ощутимый перевес в живой силе, победоносный опыт войны в Европе. На первых порах успех сопутствовал французам. Русские армии продолжали оттягиваться на восток.

Ученик. В это опасное для России время командующим русскими войсками был назначен опытный военачальник князь Михаил Илларионович Кутузов.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны,
Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных
Сердца их мщеньем зажжены.
А.С. Пушкин. “Воспоминание в Царском Селе” 1814 г.

Прокофьев кантата "Александр Невский" часть 4 "Вставайте, люди русские!»

Русская армия встретила известие о назначении Кутузова главнокомандующим с ликованием. «Приехал Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Отступление русских войск и стремительное продвижение противника вызвали всеобщее недовольство. Между тем войска Наполеона подходили к Москве. И старый полководец, М.И. Кутузов, решил дать французам большое сражение. Местом решающей битвы стало большое поле под Москвой у деревни Бородино. На нём русские войска построили укрепления и дали клятву верности – стоять насмерть. 26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов утра войска обеих сторон уже построились к бою. С шести часов утра загремели пушки, и начался знаменитый Бородинский бой!

Ученик. Читает отрывок из стихотворения Ф.И. Глинки.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдём, сомкнёмся в ратном строе
Пойдём – и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падём в родных полях!

Ведущий.

План Наполеона предусматривал прорыв обороны русских в районе Багратионовых флешей и окружение армии Кутузова, а когда она окажется прижатой к реке Колочь – её полный разгром.

…И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою…
Ахнул дерзкий– и упал!
М.Ю. Лермонтов. “Два великана”

Неимоверно трудным было сражение!!!

Звучит фрагмент из кантаты А. Прокофьева «А.Невский», «Мёртвое поле»(№6).

Только поздно вечером прекратилась кровопролитная битва. Обе стороны понесли в ней большие потери: французы – более 50 тыс. человек, русские – свыше 40 тыс. человек. Ожесточённость, острота и напряжённость этой битвы переданы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Инсценировка стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

Ведущий. Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но бородинскую битву он своей победой не считал.

Ученик. «Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали (заслужили) право быть непобедимыми».

Ведущая. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия»- сказал Михаил Илларионович. Русской армии необходимо было оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и наказать его за все те бедствия, которые его нашествие причинило России.

Ученица. Что думал император Франции, когда с Поклонной горы перед ним открылась, как сказочный мираж, панорама древнего города? «Я раздавлю её»- говорил он о России. Но и перед стенами Москвы он не был до конца уверен в гибели Русского государства.

Ведущая.

2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вступили и нашли древнюю столицу покинутой и опустошённой. Все запасы, приготовленные для войска, уничтожены; имущество вывезено. Все жители поспешно бежали в ближайшие к Москве города.

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела,
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала,
ПолонЕнною
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Фёдор Глинка. “Москва”

Наполеон ждал торжественной встречи от населения Москвы, но он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Москва была охвачена огнём. Тогда Наполеон поспешил выбраться из города в один из загородных дворцов (в Петровский) и оттуда с ужасом смотрел, как пылала Москва, оставляя армию Наполеона без крова и провианта.

отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Москва!.. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!..
Глядел на грозный пламень он.

… Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный ,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

Ведущий. Русская армия, отступив из Москвы по Рязанской дороге в район Красной Пахры, свернула на Калужскую дорогу и расположилась у села Тарутино. Наполеон пробыл в Москве 35 дней.

4 октября Наполеон сделал последнюю попытку, направил к Кутузову в Тарутино бывшего посла в России генерала Лористона. Но эта попытка окончилась ничем. Кутузов ответил решительно: «Мне запрещено даже произносить слова: перемирие и мир» Наполеон понимал, что его армия погибает без боя, без единого выстрела. В горящей Москве оставаться было опасно, и ночью он приказал оставить Москву.

Ученица читает стихотворение М.Ю.Лермонтова « Москва! Москва!.. люблю тебя как сын...».

Ведущая. Однако после оставления Наполеоном Москвы он предпринял попытку прорваться на Калугу с тем, чтобы двинуться на Украину. В связи с этим над территорией Орловской губернии нависла угроза вражеского вторжения. Великий русский полководец М.И.Кутузов предвидел такую опасность. Но его туда не пустили. Наперерез французским войскам был направлен  6-й пехотный корпус генерала Д.С.Дохтурова. 24 октября завязалось жестокое и упорное сражение под Малоярославцем.

Показ репродукции картины Гесса «Бой под Малоярославцем».

Ведущий. Так 24 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела серьёзное поражение. Русская армия отрезала Наполеону путь в южные губернии и тем обрекла французскую армию на отступление по уже разорённой Смоленской дороге.

Б.Окуджава «По смоленской дороге»

 Ведущий.: Денис Васильевич Давыдов первый из офицеров заговорил  о необходимости развёртывания военных действий в тылу французских войск. Денис Давыдов - это огонь, вихрь и пыль конной атаки, это высочайший накал всех жизненных сил, неудержимо влекущих человека к победам. Денис Давыдов - имя героя, лихого воина и мудрого тактика. Но это также и имя большого русского поэта (показ сборника стихов Д.Давыдова), соратника Жуковского и Пушкина.

Ученица читает отрывок из стихотворения Н.М. Языкова «Д.В. Давыдову».

Ведущая. Д. Давыдов уроженец села Денисовка Ливенского уезда (ныне Краснозоренский р-н Орловской области.) Будучи командиром Ахтырского гусарского полка, Давыдов представил Багратиону, а затем Кутузову, разработанный им план партизанской войны. Во время отступления русской армии ему выделили всего 50 гусар и 80 казаков. С этим отрядом храбрецов он остался в тылу неприятеля. Неожиданными и смелыми атаками Давыдов расстраивал связь и снабжение французских войск, отбивал пленных русских солдат и офицеров, захватывал транспорты с оружием, продовольствием и фуражом.

Звучит фрагмент из контаты А. Прокофьева «А. Невский» «Вставайте, люди русские».

Ведущая. Тысячи крестьян, ободрённые успехом партизан Давыдова, поднимались на всенародную войну. В один из дней партизаны появились близ города Вязьмы и открыто напали на большой транспорт, разбив наголову два батальона пехоты. Взбешённый французский генерал дИлье вызвал к себе жандармского полковника Жерара и приказал: ……

Ученики 8 кл. инсценируют отрывок из книги Кострица «Край наш Орловский», с.31.

Ученик. Партизаны Давыдова были неуловимы. В конце октября Д.Давыдову привели пленного француза. Придя в себя, он рассказал, что в село Лосьмино направляется большая часть отряда полковника Жерара. Д.Давыдов принял решение напасть на Жерара. Однако когда в мутном рассвете партизаны подходили к селу, неприятельский конный разъезд заметил их и предупредил своих. Полковник Жерар быстро построил войска в боевой порядок. Закипел бой.

 

Ведущая. Французы не выдержали атаки партизан. Полковник Жерар тщетно пытался остановить свои войска, охваченные паникой, они бежали.

Ведущая.

«Храбрый партизан Денис Давыдов» заслужил всенародную славу; она вышла и за пределы России, - европейские газеты рассказывали о его подвигах и называли Чёрным Капитаном. В кабинете Вальтера Скотта, английского писателя, висел портрет Чёрного Капитана. Позже у них завязалась переписка. В научном архиве областного краеведческого музея г. Орла хранится фотокопия письма Вальтера Скотта герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову (показ фотокопии письма). Д. Давыдов часто навещал д. Денисовку, своё родовое поместье (ныне это село Давыдово).

Ведущий

Много славных подвигов совершили партизаны Д.Давыдова. После войны Давыдов написал книгу о партизанах 1812 г. В своей книге он упомянул о Герасиме Курине - известном партизане.

Ведущая.

На заключительном этапе войны тактика русской армии заключалось в параллельном преследовании. Русские войска, не вступая в сражение с Наполеоном, уничтожали его армию по частям. Серьёзно страдали французы и от морозов русской зимы, к которой оказались полностью не готовы, т. к. Наполеон рассчитывал закончить кампанию до холодов и стать на зимние квартиры в уже покорённой России.

Ученики читают стихотворение А.Н. Майкова «Сказание о 1812 года»

Ведущая.

Кульминацией Отечественной войны 1812 г. было сражение при Березине, которое завершилось разгромом наполеоновской армии.

Именно на Березине и была поставлена окончательная точка в «русском походе» Наполеона. Армия практически перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж. А французских солдат ещё долго ловили в лесах партизаны, так бесславно для захватчиков закончилась война. Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.

Звучит фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.

- Звучит анализ Стихотворения “Генералам 12 года”  М.Цветаевой :

И только М.Цветаева в самом начале своего творчества обратила свой взор и свои восторги именно к этим людям.

Она любовалась портретами их и не могла не думать о том, что они в свое время для нас для всех сделали. Поэтесса смотрела на гравюру генерала Н.А.Тучкова, погибшего на Бородинском поле в 47 лет.
Но мы знаем, что знаменитому генералу  Н.Н.Раевскому в 1812 году было 41 год, а генералу А.П. Ермолову  35. Они были поразительно молоды и прекрасны. Такими они навсегда и останутся.

Вы, чьи широкие  шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпаги весело звенели,
И голоса
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след,
Очаровательные франты
Минувших лет.

Поэтесса не показывает нам боевые схватки, она любуется ими. Но даже в этом есть что-то завораживающее, и заставляющее нас обратиться к страницам не только знаменитого романа «Война и мир», но и к учебникам истории, к другим свидетельствам о том времени.

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА.

Сергею

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна...

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.

Учитель литературы: Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель Булат Окуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит в исполнении группы учащихся.) (Кавалергарды- особые воинские формирования, первоначально создаваемые для выполнения функции почётной охраны императора.)

Ведущий.. С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.

По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др.

Заключение

Учитель литературы:

- Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.

Использованная литература и дополнительные материалы для проведения урока

  1. Стихи "Идя на подвиг", автор В.Коротич.
  2. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино".
  3. Стихотворение "Генералам 12 года", автор М.Цветаева.
  4. Песня Булата Окуджавы "Кавалергарда век не долог...".
  5. Доклады учащихся.
  6. Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
  7. Литература для 10 класса. (Ю. Лебедев)
  8. Л.Толстой, "Война и мир".
  9. Интернет-материалы.
  10. А.Н. Боханов, История России, М.,“Русское слово”,2004.

 

Также вы можете скачать презентацию.

Оставить комментарий